Статьи

Вы не знаете ваших людей⁠⁠

Я уверен, что все работающие в офисе люди хотя бы раз проходили психологический тест. Большинство таких тестов с вопросами в стиле “Вы трудолюбивый человек? – Да/Очень/Очень-очень” не выявляют никаких неожиданностей и лишь подтверждают ту картинку, которую и так все видят. Однако встречаются проективные тесты, которые нельзя обмануть. С ними всё гораздо интереснее. После проективного теста в 8 из 10 случаев выясняется, что подчиненные хорошо знают друг друга и руководителя, а руководитель вообще не знает своих подчиненных. Почему?

Потому что настоящее и будущее сотрудника находится в огромной зависимости от руководителя. Смогу ли я в четверг отпроситься? Ждет ли меня повышение? Согласуют ли мне отпуск на выбранные даты? Могу ли я рассчитывать на прибавку к зарплате? Получится ли пересесть поближе к окну? Эти и множество других вопросов, которые имеют для сотрудника значение, зависят от руководителя.

Из-за этой зависимости руководитель для сотрудников всегда в первую очередь функция, а уже во вторую – человек. Даже если это супердемократичный руководитель, который строит дружеские отношения в коллективе. Поэтому если руководителю обычно нет смысла носить маску перед сотрудниками, то сотрудник всегда старается прочесть ожидания и предстать в наболее выгодном свете. Как к этому относиться и что с этим делать? Вот несколько советов.

1. Смиритесь и не драматизируйте. Такая ситуация редко является следствием злого умысла. Причина обычно в высокой степени зависимости. Хотите по-настоящему дружить с человеком? Уменьшите или устраните свой контроль над его жизнью.

2. Не ожесточайтесь. Ваши попытки наладить дружеские отношения в любом случае влияют на мотивацию сотрудников и атмосферу в команде.

3. Не манипулируйте. Вы просите сотрудника сделать что-то “по-дружески”? Единственное, о чем в этот момент думает сотрудник – что будет, если он откажет в этой “просьбе”. Ну и еще о том, может ли он вот так “по-дружески” попросить о чем-то вас.

4. Будьте объективны. Для этого используйте инструменты контроля и оценки, особенно проективные, которые нельзя обмануть. С опаской относитесь к результатам, которые полностью подтверждают ваши взгляды. Внимательно относитесь к точкам зрения, противоположным вашей.

5. Контролируйте эмоции. Профессионализм и эмоции вообще слабо совместимы, если только вы не актер театра и кино. Поэтому внимательно следите за вашими эмоциональными движениями в адрес сотрудников, особенно положительными.

6. Используйте стандарты. Стандарты и регламенты уменьшают поле для манипуляций. Да-да, вами тоже могут манипулировать. Особенно те, кто заслужил ваше расположение. Поэтому чем более равное отношение вы демонстрируете, тем яснее будет обстановка в команде.