Статьи

Строить или лепить?

В языке, где ничего не бывает просто так, есть прямая отсылка на разговор как искусство или хотя бы технологию.

Мы «строим» разговор и отношения. Само слово «строить» указывает на разговор как нечто сложное. Нельзя ничего выстроить без технологии, можно только в лучшем случае слепить.

Кстати, последняя идея тоже находит отклик в языке. «Что он лепит?», «Как можно такое ляпнуть?» – примерно такими оборотами описывают неумелое ведение разговора.

Проблемой технологичности разговора озаботились еще древние греки, на чьей культуре базируется и наша нынешняя западная культура. Греки придумали логику и риторику, которые легли в основу современного рационального мышления.

Наша идея в том, что невозможно научиться говорить понятно и убедительно без овладения навыками и приемами логики и риторики. Чтобы это лучше понять, давайте обратимся к спорту.

Представьте человека, который в зрелом возрасте пошел в спортзал. Скорее всего, за свою жизнь он не раз бегал, прыгал, ходил и даже плавал. И вдруг с удивлением узнает, что все это он делал неправильно.

С разговором такая же история. Конечно, мы говорим. Кто-то лучше, кто-то хуже, зависит от образования и врожденных данных. Но правильно говорить мы не умеем. Иначе откуда у нас неудачные разговоры, о которых нам приходится сожалеть?

Чтобы изменить ситуацию, надо осознать, что разговор – это технология. И разговору нужно учиться так же, как правильным ходьбе, бегу и плаванию.